correlation_lj: (грязно-серая лиса)
[personal profile] correlation_lj
Когда происходит ужасное, люди защищаются от него как могут.
Нелепая, неожиданная смерть, немотивированное преступление - как это опасно и необъяснимо!
Правда заключается в том, что всякое бывает. Мир несовершенен. Shit happens. И всё.

Навязчивые ритуалы, которые выполняются после каждого такого события: добавление очередной бюрократической процедуры в оформление разрешения на оружие, серия лекций для школьников на тему "как нехорошо стрелять в учителей" и для вахтёров - "почему ты обязан погибнуть первым", - занимают время, отвлекают внимание и немного успокаивают. Желание любой ценой ужесточать, контролировать и впредь не допущать настолько же понятно, насколько бессмысленно и вредно.

Если взять всех людей, связать и посадить на цепь, то кто-нибудь непременно развяжется, сорвётся с цепи и кого-нибудь убьёт. Если бы на свете не было ни одного ружья, то кто-то обязательно сделал бы одно и перестрелял всю планету. Если бы у всей планеты были ружья, то никто бы не перестрелял всю планету, зато с гарантией участился бы случайный самострел. Да, всякое бывает. Мир несовершенен. Shit happens.

Далее следует обязательный танец с бубнами - выступления телепроповедников с психологическим уклоном, объясняющих публике всю вопиющую очевидность причин, толкнувших enfant terrible на непоправимое. Безразлично, какое именно клише из набора стандартных затасканных штампов будет признано причиной на этот раз: дурная семья, влияние улицы, компьютерные игры или отсутствие религиозного воспитания. Главное, это убеждает людей в том, что мир по-прежнему разумен и закономерен, и если они будут всё делать правильно (правильно воспитывать детей, правильно хранить оружие, проявлять бдительность, не переходить дорогу на красный свет и не стоять под стрелой подъёмного крана), то ужасного с ними никогда ни за что не случится. Это хороший, надёжный ритуал. За исключением незначительной детали: это абсолютная ложь. Ложь легко доказать, попросив тех же телепроповедников спрогнозировать конкретное преступление. Предсказать, кто из множества обиженных, отчаявшихся, нервных подростков совершит такое в следующий раз, а кто (вместо этого) не переобует сменную обувь и пошлёт учителя в жопу, или выйдет на крышу и спрыгнет на асфальт, или выпьет стакан водки и будет блевать всю ночь. Увы, эта нехитрая наука умеет всё объяснить задним числом и не имеет никакой предсказательной силы.

Какой же вывод из всего этого сделать? Ведь надо же, непременно надо сделать хоть какой-нибудь, хоть самый завалящий вывод! Если уж очень надо, то я бы сделала, например, такой:
Очень часто самым разумным ответом на вопрос "Что мы можем сделать, чтобы это не повторилось?" оказывается простое и удивительное: ничего. За долгие века существования цивилизации было принято невероятное количество мер, снижающих все возможные и почти все невозможные риски. При этом каждая из мер, которые аж свербит принять после каждого несчастного случая, может повышать другие, иногда аналогичные риски. Например, запрет на автомобили, от которых каждый год гибнут тысячи людей, стремительно увеличивает риск гуманитарной катастрофы и массовой смертности; запрет на ношение оружия для мирного населения делает людей абсолютно беззащитными перед каким-нибудь Евсюковым, которому оружие было выдано законно и т.д. Поэтому, прежде чем затянуть извечную тоскливую песнь об ужесточении и контроле, неплохо бы отключить всю эту обсессивную фигню в голове и подумать ею о куда более опасных рисках, которыми можно было бы заняться на внезапно освободившемся досуге.

И, конечно, не повредит лишний раз обнять и поцеловать своё ненаглядное чадо, порасспросить его, как там в школе, не обижают ли. Да, это уж точно не повредит.

Date: 2014-02-04 09:46 pm (UTC)
From: [identity profile] skuzn.livejournal.com
отличный текст, мне он в самом деле очень понравился
большое спасибо.
Но у меня есть некоторые сомнения и мне хотелось бы ими поделиться

Лично мне, конечно, экзистенциально близок тезис "Очень часто самым разумным ответом на вопрос "Что мы можем сделать, чтобы это не повторилось?" оказывается простое и удивительное: ничего." Он мне близок эмоционально и мой, так сказать, взгляд на мир во многом исходит из этого же.
Но есть такой термин "выученная беспомощность", который - извините, если ломлюсь в открытую дверь - означает, что человек заранее знает, что ничего не выйдет, что бы он не делал.
Любому, жившему в России и, так сказать, в некоторых других странах типа Европы и Америки видно, что выученная беспомощность населения России - важная часть той беспросветности, которая иногда (ну, или постоянно - это вопрос оптики) над нашей страной сгущается. Ну, потому что это система с негативной обратной связью - никто не верит, что что-то можно изменить, поэтому никто не пытается что-то изменить, поэтому ничего не меняется, поэтому никто не верит...
При этом англо-саксонские пляски с бубном раздражают страшно. Большая часть методов борьбы со злом порождают новое зло и через десять лет уже неясно: может, старое было еще и ничего. Все так, куда не глянь.
Но логика "в ответ на страшное давайте скажем "мы ничего не можем поделать" " отлично распространяется не только на школьников с ружьем, но и на Евсюкова с пистолетом, а далее - на всех его коллег с распилами и откатами. Ну, или надо нам, хорошим ребятам, сказать себе, где наступает край, за которым уже пора говорить "э нет, пора что-то сделать". Потому что, ну, если ничего не делать на тему стрельбы в школах, то странно как-то что-то делать по другим вопросам - скажем, я не знаю, здравоохранения или коррупции.
Как говорил один депрессивный знакомый в ответ на любое предложение: и что, люди от этого перестанут умирать?
Короче, учитывая нашу отечественную перспективу мне кажется осмысленным задаваться вопросом "что мы можем сделать, чтобы это не повторилось?" даже если мы понимаем, что shit happens и смерть неизбежна.

В конце концов, когда я был маленьким, я прочитал несколько книг, авторы которых учили, что надо действовать так, как будто ты веришь, что в результате твоих действий что-то меняется - хотя вообще-то мир абсурден и чума в любой момент пошлет крыс умирать на улицы города. Не могу сказать, что я так и живу, но в качестве руководства к действию этот подход до сих пор кажется мне заслуживающим уважения.

Простите, что так длинно и так непрошенно - вы просто в самом деле хорошо написали :)

Date: 2014-02-05 02:48 am (UTC)
From: [identity profile] rblaze.livejournal.com
Это не "выученная беспомощность", это неточность формулировок. Более правильно было бы сказать, что мы не можем сделать ничего, от чего нам не станет хуже, и ничего, что было бы разумно экономически. Но это слишком длинно, читатель уснет, а потом еще и объяснять придется.

Date: 2014-02-05 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] correlation.livejournal.com
ну да, примерно. именно поэтому я написала, что такой ответ не единственный, а самый разумный. впрочем, имхо, немотивированные убийства и многие другие дикие и необъяснимые гадости будут время от времени повторяться, что бы мы ни делали. даже если всем станет хуже и на экономику забить. хотя количество ЧП, безусловно, изменится, это не помешает после каждого следующего повторять точно такой же ритуал.

Date: 2014-02-05 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] correlation.livejournal.com
спасибо на добром слове :)

да, выученная беспомощность - поганая штука, и именно в России она особенно отвратительна. прям кровью готова подписаться под каждым словом! ни прибавить, ни убавить.

помните известное: ... дай мужества изменить то, что могу изменить, спокойствия, чтобы принять то, что не могу изменить, и мудрости, чтобы отличить одно от другого. вот как раз с этим различением у нас чертовски плохо. сейчас в России мужество, спокойствие и мудрость - самый большой дефицит.
Page generated Jul. 15th, 2025 08:11 pm
Powered by Dreamwidth Studios